Как сделать зонт в excel?

Интегрированный урок (алгебра + информатика) по теме «Рисуем графиками функций». 8-й класс

Класс: 8

Тема (математика): Преобразования графиков функций.

Тема (информатика): Построение графиков в MS Excel.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторение знаний по преобразованию графиков функций,
    • применение приобретенных умений и навыков графического изображения в процессе решения задач по математике и информатике;
    • формирование практических навыков построения графиков в программе Excel.
  • Развивающие:
    • развитие умений выделять главное,
    • развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся,
    • активизация познавательной и творческой активности учащихся.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к предмету, навыков контроля и самоконтроля, чувства ответственности, самостоятельности, деловых и коммуникативных качеств учащихся.

Задачи урока:

  • Повторить виды преобразований графика функции y = f(x):
    • y = – f(x) ;
    • y = kf(x);
    • y = f(x) + а;
    • y = f(xb);
    • y = f(xb) + а.
  • Использовать изученные виды преобразований для построения рисунка с помощью графиков.
  • Использовать умения построения графиков в одной системе координат с помощью программы Excel для получения некоторого изображения.
  • Продолжить формирование у учащихся потребности использования информационных технологий в решении графических заданий по математике.
  • Продемонстрировать применение полученных знаний на практике и для решения задач из смежных дисциплин.

Структура урока:

  1. Организационный момент (объявление темы, цели и задач урока).
  2. Актуализация знаний (повторение видов преобразований графиков функций)
  3. Повторение темы «Преобразования графиков функций»:
    • выполнение задания на построение графиков функций с помощью различных видов преобразований;
    • построение рисунка в тетради с помощью графиков функций на заданной области определения.
  4. Повторение темы «Построение графиков функций с помощью программы Excel:
    • повторение особенностей ввода формул и построения графиков в программе Excel.
    • практическая работа «Рисуем графиками функций в программе Excel».
    • проверка практической работы, анализ ошибок и выставление оценок.
  5. Постановка домашнего задания.
  6. Подведение итогов урока, рефлексия.

1. Организационный момент

Сегодня мы проводим интегрированный урок, в ходе которого попробуем совместить два предмета: математику и информатику. Нам предстоит повторить преобразования графиков функций и использовать эти знания для выполнения заданий по математике и информатике на построение различных изображений.

2. Актуализация знаний

Для повторения изученных видов преобразований графиков необходимо выполнить предложенное задание.

Задание для фронтальной работы: установите соответствие между предложенными графиками и формулами функций, дайте характеристику данному виду преобразований (рис.1, 2).

3. Повторение темы «Преобразования графиков функций»

Применение рассмотренных видов преобразований осуществляется при выполнении двух следующих заданий, которые учащиеся выполняют в тетрадях. Один ученик выполняет задание на интерактивной (либо обычной) доске. Графики обозначаются разными цветами.

Задание 1: постройте графики функций с помощью изученных видов преобразований

Первый график должен быть построен обязательно на доске, второй рассчитан на учеников, быстро выполнивших задание, либо может быть использован как резервный в конце урока для самостоятельной работы учащихся, быстро справившихся с практической работой.

Задание 2: Постройте рисунок с помощью графиков функций (рис.3):

Графики 4),5),6),7) до пересечения с графиком
А теперь попробуем получить рисунки в программе Excel.

Читать еще:  Как в excel сделать ячейки не редактируемыми полями?

4. Повторение темы «Построение графиков функций с помощью программы Excel:

Для повторения темы на данном этапе урока необходимо провести фронтальный опрос учащихся с целью актуализации знаний по информатике, необходимых для выполнения практической работы.

Вопросы для устной фронтальной работы:

  • Как задать диапазон значений для переменной Х?
  • Как задать диапазон значений для переменной У?
  • Как показать, что в ячейку будет введена формула?
  • Какие правила ввода формул вы знаете?
  • Какими символами обозначаются действия умножения, деления, возведения в степень?
  • Может ли формула в программе Excel содержать переменную Х? А что вместо Х она должна содержать?
  • Как построить несколько графиков в одной системе координат?
  • Какой тип диаграмм надо выбрать для построения графика функции?
  • Как изменить цвет графика?

Практическая работа «Рисуем графиками функций в программе Excel».

Все ученики получают карточки с заданиями. Задания (зонтик, очки, кит) берутся из источника [6]. В одной системе координат необходимо построить графики всех функций на указанных промежутках. Если все будет выполнено верно, то получится картинка. За работу каждому будет выставлена отметка с учетом объема выполненной работы и допущенных ошибок. Работу сохранить на Рабочий стол и не закрывать.

На данном этапе учащиеся осуществляют самоконтроль:

  • определяют, какие элементы рисунка «не вписываются» в общую картину,
  • чем это было вызвано (ошибки при вводе формулы, при задании диапазона значений и т.п.), опираясь на полученные на уроках математики знания о различных видах преобразований, вносят изменения и оценивают, как они повлияют на вид рисунка. Во время работы учитель проходит по классу и оценивает работу учащихся.

На следующем этапе учитель показывает с помощью проектора, какие рисунки должны получиться у учащихся, объявляет оценки за выполненную работу, проводит с помощью учеников анализ типичных неточностей и ошибок.

5 . Постановка домашнего задания

По алгебре (творческое задание): придумать рисунок с помощью графиков 7-8 функций. Изобразить его в координатной плоскости, записать используемые функции на заданной области определения.
По информатике: построить с помощью программы Excel рисунок по заданным формулам функций из того же источника [6] (бабочка и лягушка).

6. Подведение итогов урока, рефлексия

Подведение итогов урока осуществляется в форме беседы, в ходе которой обсуждается вопрос: в каких сферах человеческой деятельности могут применяться графики функций.
На этапе рефлексии ученикам предоставляется возможность оценить свою работу, а также ответить на вопросы: получилось ли достигнуть цели урока, достаточно ли было знаний для выполнения предложенных заданий, какие задания требуют дополнительного внимания.

Список использованной литературы

  1. Алгебра,8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е.Феоктистов.–10-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010.–384с.
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 229 с.
  3. Цукарь А.Я. Рисуем графиками функций // Математика в школе. – 1999. – №4. – с. 80-81
Читать еще:  Как сделать файл pdf в excel?

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ И РИСУНКОВ СРЕДСТВАМИMSEXCEL

Практическая работа 1

«MS Excel. Статистические функции» Часть II.

Задание 1. С использованием электронной таблицы произвести обработку данных с помощью статистических функций. Даны сведения об учащихся класса, включающие средний балл за четверть, возраст (год рождения) и пол. Определить средний балл мальчиков, долю отличниц среди девочек и разницу среднего балла учащихся разного возраста.

Решение:

Заполним таблицу исходными данными и проведем необходимые расчеты.Обратите внимание на формат значений в ячейках «Средний балл» (числовой) и «Дата рождения» (дата)

В таблице используются дополнительные колонки, которые необходимы для ответа на вопросы, поставленные в задаче — возраст ученикаи является ли учащийся отличником и девочкой одновременно.
Для расчета возраста использована следующая формула (на примере ячейки G4):

=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-E4)/365,25)

Прокомментируем ее. Из сегодняшней даты вычитается дата рождения ученика. Таким образом, получаем полное число дней, прошедших с рождения ученика. Разделив это количество на 365,25 (реальное количество дней в году, 0,25 дня для обычного года компенсируется високосным годом), получаем полное количество лет ученика; наконец, выделив целую часть, — возраст ученика.

Является ли девочка отличницей, определяется формулой (на примере ячейки H4):

=ЕСЛИ(И(D4=5;F4=»ж»);1;0)

Приступим к основным расчетам.Прежде всего требуется определить средний балл девочек. Согласно определению, необходимо разделить суммарный балл девочек на их количество. Для этих целей можно воспользоваться соответствующими функциями табличного процессора.

=СУММЕСЛИ(F4:F15;»ж»;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;»ж»)

Функция СУММЕСЛИ позволяет просуммировать значения только в тех ячейках диапазона, которые отвечают заданному критерию (в нашем случае ребенок является мальчиком). Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество значений, удовлетворяющих заданному критерию. Таким образом и получаем требуемое.
Для подсчета доли отличниц среди всех девочек отнесем количество девочек-отличниц к общему количеству девочек (здесь и воспользуемся набором значений из одной из вспомогательных колонок):

=СУММ(H4:H15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;»ж»)

Наконец, определим отличие средних баллов разновозрастных детей (воспользуемся в расчетах вспомогательной колонкой Возраст):

=ABS(СУММЕСЛИ(G4:G15;15;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;15)-
СУММЕСЛИ(G4:G15;16;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;16))

Обратите внимание на то, что формат данных в ячейках G18:G20 – числовой, два знака после запятой. Таким образом, задача полностью решена. На рисунке представлены результаты решения для заданного набора данных.

Практическая работа 2

«Создание диаграмм средствами MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

·Выполнять операции по созданию диаграмм на основе введенных в таблицу данных;

·Редактировать данные диаграммы, ее тип и оформление.

Что собой представляет диаграмма.Диаграмма предназначена для графического представления данных. Для отображения числовых данных, введенных в ячейки таблицы, используются линии, полосы, столбцы, сектора и другие визуальные элементы. Вид диаграммы зависит от её типа. Все диаграммы, за исключением круговой, имеют две оси: горизонтальную – ось категорий и вертикальную – ось значений. При создании объёмных диаграмм добавляется третья ось – ось рядов. Часто диаграмма содержит такие элементы, как сетка, заголовки и легенда. Линии сетки являются продолжением делений, находящихся на осях, заголовки используются для пояснений отдельных элементов диаграммы и характера представленных на ней данных, легенда помогает идентифицировать ряды данных, представленные на диаграмме. Добавлять диаграммы можно двумя способами: внедрять их в текущий рабочий лист и добавлять отдельный лист диаграммы. В том случае, если интерес представляет сама диаграмма, то она размещается на отдельном листе. Если же нужно одновременно просматривать диаграмму и данные, на основе которых она была построена, то тогда создаётся внедрённая диаграмма.

Читать еще:  Как сделать дни недели в excel?

Диаграмма сохраняется и печатается вместе с рабочей книгой.

После того, как диаграмма будет сформирована, в неё можно будет внести изменения. Прежде чем выполнять какие либо действия с элементами диаграммы, выделите их, щёлкнув по ним левой кнопкой мыши. После этого вызовите контекстное меню с помощью правой кнопки мыши или воспользуйтесь соответствующими кнопками панели инструментов Диаграмма.

Задача: С помощью электронной таблицы построить график функции Y=3,5x–5. Где X принимает значения от –6 до 6 с шагом 1.

Технология работы:

1.Запустите табличный процессор Excel.

2.В ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите «Y».

3.Выделите диапазон ячеек A1:B1 выровняйте текст в ячейках по центру.

4.В ячейку A2 введите число –6, а в ячейку A3 введите –5. Заполните с помощью маркера автозаполнения ячейки ниже до параметра 6.

5.В ячейке B2 введите формулу: =3,5*A2–5. Маркером автозаполнения распространите эту формулу до конца параметров данных.

6.Выделите всю созданную вами таблицу целиком и задайте ей внешние и внутренние границы.

7.Выделите заголовок таблицы и примените заливку внутренней области.

8.Выделите остальные ячейки таблицы и примените заливку внутренней области другого цвета.

9.Выделите таблицу целиком. Выберите на панели меню Вставка —Диаграмма, Тип: точечная, Вид: Точечная с гладкими кривыми.

10.Переместите диаграмму под таблицу.

Практическая работа 3

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ И РИСУНКОВ СРЕДСТВАМИMSEXCEL

1.Построение рисунка «ЗОНТИК»

Приведены функции, графики которых участвуют в этом изображении:

у1= -1/18х 2 + 12, хÎ[-12;12]

y2= -1/8х 2 +6, хÎ[-4;4]

y3= -1/8(x+8) 2 + 6, хÎ[-12; -4]

y4= -1/8(x-8) 2 + 6, хÎ[4; 12]

y5= 2(x+3) 2 – 9, хÎ[-4;0]

y6=1.5(x+3) 2 – 10, хÎ[-4;0]

— Запустить MS EXCEL

— В ячейке А1внести обозначение переменной х

— Заполнить диапазон ячеек А2:А26 числами с -12 до 12.

Последовательно для каждого графика функции будем вводить формулы. Для у1= -1/8х 2 + 12, хÎ[-12;12], для y2= -1/8х 2 +6, хÎ[-4;4] и т.д.

Порядок выполнения действий:

1. Устанавливаем курсор в ячейку В1 и вводим у1

2. В ячейку В2вводим формулу=(-1/18)*А2^2 +12

3. НажимаемEnterна клавиатуре

4. Автоматически происходит подсчет значения функции.

5. Растягиваем формулу до ячейки А26

6. Аналогично в ячейку С10 (т.к значение функции находим только на отрезке х от [-4;4]) вводим формулу для графика функции y2= -1/8х 2 +6.И.Т.Д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector